Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня я написал для вас обзор игры, которую крайне тяжело забыть поиграв единожды. Но обзор будет, к сожалению, не про оригинальную версию. Дело в том, что мне самому Transport Tycoon Deluxe (далее - TTD) попался на глаза гораздо раньше оригинальной версии, а когда нашлась оригинальная - уже не было возможности ее нормально запустить на современных компьютерах и ОС. Не найдя среди блогов игр блог TTD и, чего кривить душой - решив по скриншотам, что она практически не отличается механикой игры от оригинальной версии, обзор будет тут. А пока - устройтесь поудобнее, и вернитесь в то время, когда впервые загрузили игру.
Общее.
TTD - экономическая транспортная стратегия, в которой мы являемся президентом собственной корпорации. Наша цель - с помощью транспортных и пассажироперевозок сделать свою компанию максимально прибыльной. На сгенерированной карте у нас есть города и предприятия, которые и придется соединять. В доступных способах создания транспортной сети - строительство дорог и ж/д путей, аэродромов и пристаней, остановок и станций, и поездов, автобусов, кораблей и самолетов для всего этого. С течением времени появляются новые виды и даже типы транспорта, поэтому постоянно придется модернизировать технику и дороги. Помимо этого, мы можем проводить рекламные кампании в городе для привлечения клиентов, или - заниматься саботажем, субсидируя ремонт дорог там, где транспортную нишу заняли автобусы противника. Многие грузы - перерабатываемые, то есть мы имеем производственную линию в макромасштабе.
Интерфейс.
После запуска игры перед нами не просто интерактивное анимированное меню, которое само по себе редкость в играх того времени. На заднем фоне основного окна меню бурлит жизнь: самолеты летают и приземляются на аэродром, вертолет прямо на специальную башню в городе, железная дорога загружена поездами, которые что-то куда-то везут. Если приглядеться - мы замечаем монорельсовую и магнитную железную дорогу! Более того, изредка в левом нижнем углу появляется и исчезает корабль! Таким образом, игрок сразу видит графику и анимацию, существующие в игре, и понимает, чем ему придется заниматься.
Настройки параметров игры довольно обширны, и являются не только стандартными уровнями сложности, но и показывают, в чем они заключаются. Например, на среднем уровне у нас четыре оппонента, на легком - два. Помимо этого вручную можно поставить и иное количество: от нуля до семи. Параметров таких - два десятка, поэтому создать свой уровень сложности очень просто.
Помимо этого, нам дают на выбор четыре типа карты местности: стандартный "зелень-моря", субарктический, субтропический и "мир игрушек". Выбор влияет на дизайн внешнего мира, но не на смысл игры: в первых трех типы грузов будут одинаковыми (лес, руда, нефть и пр.), в четвертом - под стать внешнему виду мира, игрушки, сахар и кола. Для обзора возьмем первый вид, ведь именно он был в оригинальной игре.
Корпорация.
Первое, что нам надо сделать - создать своего персонажа и компанию. Выбираем имя, название компании, игровой цвет, и генерируем лицо. Там всего один параметр (пол), и кнопка генерации. Картинка ни на что не влияет, но изредка нам придется ее видеть, поэтому - выбирайте ту, что вам приятнее. Помимо этого мы можем сразу построить свой офис, который постепенно будет становиться все больше и выше. Итак - мы основали компанию, пора и заняться транспортом!
Транспорт
На заднем фоне экрана меню мы видели разнообразные самолеты и поезда, монорельс и судно на воздушной подушке, но этого всего - нет! Дело в том, что мы начали игру в далеком 1950 году, и выбор скуден: по три штуки самолетов, поездов и кораблей, и всего по одному специализированному грузовику. Никаких монорельсовых дорог - все поезда исключительно на паровой тяге, самолеты - с поршневыми двигателями, а корабли бесконечно медленны. Однако, с каждым годом все чаще будут появляться все более новые виды транспорта, различающиеся скоростью, вместимостью, ценой и прочим. Некоторые будут хуже, чем имеющиеся, но обычно - лучше. Обновлять парк дорого, хотя немного нам поможет возвращаемая часть денег за старый транспорт, который мы продаем. Помимо новых автобусов и самолетов появятся новые виды транспорта: монорельс, магнитная ж/д, вертолеты... появится новый аэродром, огромный, способный обслуживать гораздо больше самолетов одновременно. Кстати, иногда дают новый транспорт раньше, чем всем остальным. "Потестить", что называется:
Но это все - дальше, а сейчас имея то, что нам дано, начинаем строить транспортные сети. Всегда старайтесь строить в городах большие железнодорожные платформы, ведь город со временем будет расти, и построить огромный вокзал через несколько десятков лет будет очень сложно. Автобусы чрезвычайно удобны, так как их остановка (где пассажиры ждут) в любом случае занимает одну клетку, которую найти в городе весьма просто, а дороги можно использовать городские. Железнодорожный транспорт - самый прибыльный, но он-же самый дорогой, причем как в вопросе дорог, которые придется строить с нуля, так и транспорта: стартовый автобус в полтора-четыре раза дешевле поезда, которому еще вагоны покупать. Морские перевозки крайне медлительны (в два раза медленнее автобуса и в четыре-пять - поездов), но окупают себя за счет большого объема перевозимого груза. И, наконец, авиаперевозки - самый быстрый вид транспорта, который может преодолевать огромные расстояния за небольшое время. Ведь время влияет на цену!
Товар
Оплата перевозки происходит исключительно по месту прибытия. Изначально, у каждого товара и пассажиров есть определенная цена перевозки, но в дальнейшем она меняется. Изменить цену могут два показателя: пройденное расстояние и время в пути.
Таблица показывает цены на расстояние в двадцать клеток с учетом 10-200 дней пути. Выгоднее два раза отвезти пассажиров на 20 клеток за десять дней, чем на сорок - за двадцать (именно этим "берут" автобусы), поэтому хотя-бы примерно учитывайте таблицу при расчете прибыли дальних перевозок. (Не забывайте, что далеко не всегда на станции наш транспорт заполняется полностью). На различные грузы различный показатель изменения кривой, например, нефть гораздо более терпима к сроку в пути, чем товары. Помимо основных стабильных перевозок иногда будут появляться города или предприятия, выплачивающие дополнительную субсидию за транспортировку в какой-то определенный срок. Эти субсидии - весьма выгодный момент для постройки там станций и запуска нового транспорта, ведь нам в любом случае захочется соединять все города. А тут за это еще и доплатят. Сообщают о таких предприятиях/городах во всплывающих окнах в виде все той-же газеты. Однако, поспешите - воспользоваться субсидией могут наши конкуренты!
Конкуренты.
В зависимости от настроек игры, у нас может быть от нуля до семи конкурентов. Появляются они, в зависимости от тех-же настроек, или моментально, или - спустя указанный срок, до девяти месяцев. За это время мы должны успеть достаточно развиться и захватить нишу, что-бы у него не появилось желание начать перевозки в городе, где уже этим занимаемся мы.
Однако, это все равно может произойти - и тогда начнется борьба за клиентов. Есть несколько способов такой борьбы, от честных до... назовем их "веселыми". Честные способы - рекламная кампания своей фирмы в городе, ремонты дорог (да-да, это еще честно!), создающие пробки чужим автобусам. Так-же, всегда используйте в борьбе за груз самый современный транспорт, самый быстрый и вместительный. Что касается веселых способов - то наверняка при создании игры разработчики их не учли. Пример: конкурент не может двигаться по нашим ж/д путям, но может использовать дорожное покрытие, которое мы можем сделать довольно извилистым, и даже закольцевать, отрезав затем от основных путей... мой рекорд - это четырнадцать автобусов противника, которые катались на ограниченном табличками* (описание ниже) дорожном кольце. Катались они бесконечно и бесполезно (для конкурента), но требовали денег на обслуживание как все остальные. Да, дороги стоили денег, но четырнадцать автобусов все равно гораздо дороже. Другой пример - это с помощью тех-же табличек* мы не полностью отрезаем конкуренту путь для строительства ж/д путей, а делаем его настолько извилистым и холмистым, что путь в двадцать клеток занимает сотню дней пути. Он все равно будет строить, проверено.
*Табличка - особая единица, которая занимает клетку полностью, со смыслом "для дальнйшего использования". Мы покупаем с ее помощью кусок земли. С их помощью, помимо издевательств над конкурентом, мы можем не просто занять место для будущего аэродрома или автобусной станции, но и в сочетании с собственным строительством дорог управлять развитием города в нужном направлении!
Итог.
Перед нами - редкий представитель жанра, который, к тому-же, получился превосходной игрой. В ней, как и во многих старых играх, нет трехмерной графики или возможности разрешения экрана больше 640х480. Однако, давным давно для себя я принял решение: игра в первую очередь должна быть интересной и играбельной. TTD - одна из таких игр.
Приятной игры!